Если в мире всё бессмысленно, — сказала Алиса, — что мешает выдумать какой-нибудь смысл?
Не то чтобы вот прям языковое, скорее, этнография - но как посмотреть. Попалось сегодня в "кружке любознательных".
22.08.2019 в 17:36
Пишет  ГРЩ:

Что значит колотить сундуки?
Среди коренных жителей Полесской низменности бытовало поверье, что ведьма не может умереть просто так, что смерть ее долга и мучительна, а чтобы ей помочь, нужно либо проделать дыру в потолке (чтобы чертям из ведьмы было куда выйти - окна и двери им запрещены), либо колотить сундуки. Составители сборника, из которого получена информация, признаются, что информация о данном ритуале утеряна. Кто-нибудь знает/предполагает, что это мог быть за ритуал и каков был его смысл?

Народная демонология Полесья, том I, Л.Н.Виноградова, Е.Е.Левкиевская:
«Як наша Устинья умирала, она вельми важко умирала, мучилася так. То мать казала, шо ей сундуки колотили и по ей колись паук бегал. А ишче дядна тут жива була. То кажуть, шо та дядна у^жэ и сундука ей колотила, трусила, шоб умерла ужэ. И кажуть, шо паук бегал через ей. А шо то вонэ — чи паук, чи смерть, шо его знае. То кажуть, як честна умирае, чи та, шо ратуе людей, тэй ничого не робили. А як ведьма умирае, то трэба сундуки колотить


URL записи


@темы: этнография

Комментарии
23.08.2019 в 09:25

- Тебе плохо? - Хуже. Мне хорошо.
_ЛАЙТ_, воу, забавно.
У нас тоже есть поверье, что ведьма спокойно не умирает и что надо крышу разбирать. Но про сундуки впервые слышу
23.08.2019 в 12:16

Не знал, что у тебя есть сердце. Больно?
Я попробую узнать)
25.08.2019 в 13:56

Если в мире всё бессмысленно, — сказала Алиса, — что мешает выдумать какой-нибудь смысл?
вот на "кружке" ещё человек как раз с Полесья пишет
Пишет  yako-kaede:
24.08.2019 в 18:47
Ice Addict, поддерживаю версию насчет переворачивания сундуков и стучания по их дну. Я такого обряда сама не видела, но я сама с Полесья и такая процедура и стоЯщая за ней логика выглядят похожими на правду, если сравнить с теми обрядами и поверьями, которые известны мне.
Например, одна родственница деревенская упоминала, что когда ее мать долго не могла разродиться ее младшим братом, всей семье сказали взять горшки и крынки, перевернуть и стучать ладонью по дну, как бы 'выбивая' младенца из лона матери, с которым сопоставлялась крынка.
А про ведьмаков (поскольку среди деревенской родни в тех краях было много людей с репутацией знахарей, шептух, 'хороших' колдунов и т.п., то эта тема часто всплывала в разговорах и воспоминаниях стариков) часто слышала поверья, что их душе очень тяжело отделиться от тела.
По одним объяснениям, это их дар их тупо 'охраняет' и пытается таким образом сохранить им жизнь (мол, потому они и живучие такие, легко оправляются от ран и т.д.) и потому ведзьма/вядзьмак сможет легко и быстро отойти в тот свет, если сначала передаст дар кому-то из потомков, потому старались следить, чтоб дети в семье не подходили к умирающим с репутацией колдунов (особенно, 'плохих' колдунов). Запрещали детям заходить в дом умирающего, отзываться на свое имя, соглашаться что-то умирающему подойти подать.
По другим поверьям, злой колдун или злая ведьма имеют нячысцика-фамильра/черта, который и толкает их на плохие поступки, и всегда сидит в их тени и 'держит' душу, потом в конце их жизни пытаясь в момент смерти утащить ее в пекло, в то время как сама душа рвется в небо, в Вырай, вот и получается по законам физики, что душа не может отойти.
Когда умирал один дальний родственник с репутацией колдуна, над ним сняли дранку с крыши, сделали дыру, чтоб душе было легче отлететь на небо. А соседи, которые считали его злым колдуном, объясняли так, что это чтобы солнце на него светило и черт в тени колдуна сидел и не рыпался и не мог душу 'держать'. И говорили, что в его тень забивали гвозди, прокаленной над 'грамничнай свечкай' (это свечи, освященные в церкви на Грамницы (Сретенье), хотя родственники говорили, что ничего подобного не делали, только крышу разобрали и этого было достаточно, а остальное - это соседи наговаривают, потому что сами злые колдуны и всем соседям вредили, а после смерти нашего родича стали распускать слухи, что это он был виноват (сенсации, интриги, расследования Брагинского района, блин :gigi: )

URL комментария
25.08.2019 в 16:07

- Тебе плохо? - Хуже. Мне хорошо.
_ЛАЙТ_, йопрст, страсти какие....:uzhos:
Очень интересно, :peshi:

Одно мне только не понятно - запрет родителей подходить к умирающему "хорошему " ведьмаку. Он же хороший! Неужто не хотели в семье иметь свою ведьмочку?эх, меня б туда....
25.08.2019 в 18:54

просто пастушок
Ветка Полыни, эм, нет, колдун как раз таки нехороший, с демонами якшается и молоко у соседей отбирает. А вот шептун или знахарь - тот хороший.
26.08.2019 в 10:24

Если в мире всё бессмысленно, — сказала Алиса, — что мешает выдумать какой-нибудь смысл?
Ветка Полыни, Он же хороший! Неужто не хотели в семье иметь свою ведьмочку? Так есть поверье, что всё равно "судьбы не будет", не важно, какого "направления" дар. Помните "Олесю"?
26.08.2019 в 10:27

- Тебе плохо? - Хуже. Мне хорошо.
ГРЩ, у нас в каждом селе из по-разному называют, и кто хороший, а кто плохой уже перепуталось
_ЛАЙТ_, которая Кудесница Леса?
26.08.2019 в 12:38

Если в мире всё бессмысленно, — сказала Алиса, — что мешает выдумать какой-нибудь смысл?
Ветка Полыни, Которая Куприн написал. Мне казалось, рассказ так и называется "Олеся" - но мало ли, могу и путать чего-то
26.08.2019 в 13:17

"Настало время сбросить лишний жир, нам нужно мыло, чтоб очистить мир"
Ветка Полыни, _ЛАЙТ_, ну, вроде как Песняры про эту Алесю пели. :)
26.08.2019 в 13:48

Если в мире всё бессмысленно, — сказала Алиса, — что мешает выдумать какой-нибудь смысл?
драугвен, это про другую, я думаю))))

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail